ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО (от лат. figura - внешний вид, образ) - произведения живописи, скульптуры и графики, в которых в отличие от отвлеченной орнаментики и абстрактного искусства присутствует изобразительное начало.
ОБНАЖЁННАЯ НАТУРА (англ. nude model, фр. modele nu, нем. aktmodell) - мужская или женская обнаженная модель, специально позирующая художникам. В классической древности, когда нагота воспринималась как праздничное, торжественное обличие, возникла необходимость в изучении и воссоздании прекрасной натуры (сохранилось имя модели греческого скульптора 4 в. до н. э. Прак-сителя - Фрииа). Художники эпохи Возрождения, потрясенные красотой и величием античного мира, продолжили тему воплощения красоты человека. С 15-16 вв. изображение обнаженной модели стало венцом творчества художника, требующим от него владения композицией, перспективой, пластической анатомией, умением передать в пространстве любой ракурс и сложнейшие движения человека. "Человеческая фигура, - говорил И. В. Гёте, - не может быть понята только при помощи осмотра ее поверхности: надо обнажить ее внутреннее строение, расчленить ее на части, заметить соединения, знать их особенности, изучить их действие и противодействие, усвоить скрытое, постоянное, основу явления, чтобы действительно видеть и подражать тому прекрасному неделимому целому, которое движется перед нашими глазами как живой организм". В течение нескольких столетий поколения учеников рисовали слепки античных статуй и живую модель, удерживая их в своей зрительной памяти: напр., русский художник Алексей Егоров мог по памяти нарисовать множество античных статуй с любой точки зрения. В 1-й пол. 19 в. А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, а в кон. 19 - нач. 20 в. мастерские И. Е. Репина и Д. Н. Кардовского в петербургской Академии художеств, В. А. Серов в Московском училище живописи, ваяния и зодчества воспитали многих мастеров, виртуозно владевших рисованием живой обнаженной натуры. В ходе развития искусства 20 в. педагогическое значение рисования обнаженной натуры сохранилось, так же как интерес художников к изображению обнаженного тела (картины П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, А. А. Дейиеки, А. А. Пластова, А. А. Мыльникова), но все большее значение приобретает рисование без натуры, по воображению, позволяющее резко усилить экспрессивную интерпретацию человеческого образа. |