СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ -род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Основной формой станковой живописи издавна является картина, отделенная рамой от окружающей обстановки. Предшественниками картины были почти не сохранившаяся древнегреческая станковая живопись на досках (пинакс), иногда на холсте, а также имевшие сакральное значение эллинистические и римские портреты (наиболее сохранившийся вариант их - погребальный фаюмский портрет). С античной традицией поначалу связаны христианские иконы - религиозная станковая живопись; однако в ходе развития живописи средних веков иконы объединяются в монументальные ансамбли алтарных преград, иконостасов и алтарей, получая смысловое и декоративное единство. В 14-16 вв. формируются относительно самостоятельные типы картины, долгое время еще связанные с ансамблем храмовых, дворцовых и домашних интерьеров. Лишь в 17 в. (особенно в Голландии) складываются и в кон. 18-19 в. окончательно вырабатываются нормы собственно станковой живописи , требующие полного погружения зрителя в мир картины и освобождающие ее от дидактических и декоративных функций. В кон. 19-20 в. вновь оживает интерес к монументальным и декоративным качествам станковой живописи.
РЕАЛИЗМ (фр. realisme, от лат. геalis - действительный, вещественный) - свойство искусства воспроизводить истину действительности не посредством научного анализа, не посредством мышления в понятиях, а путем воссоздания чувственных форм, в каких идея существует в реальности. При этом произведение высокого реалистического искусства демонстрирует неограниченные возможности фантазии, соревнуясь в творческой силе с созидательной мощью природы и человеческого общества. Реалистическое воспроизведение действительности основано на единстве художественного обобщения и индивидуализации, свойственном художественному образу.
Реализм, понимаемый как тенденция развития мирового искусства, предполагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-исторические формы: наивное жизнеподобие наскальных изображений древнейших человеческих коллективов, идеализация античного искусства, одухотворенность и одновременно "натурализм" поздней готики и т. д. Особенно интенсивно развивался реализм в искусстве Возрождения, от которого (через стадии голландской, фламандской, испанской, французской живописи 17 в., "просветительского реализма" 18 в.) тянутся нити к реализму 19 в., когда возникло само понятие реализм (сформулировано в литературе Шанфлёри, в изобразительном искусстве Гюставом Курбе).
Реализм искусства 19-20 вв. отмечен социальной направленностью, многомерным изображением существенных сторон общественного бытия, правдивостью в деталях наряду с типическими обобщениями, страстностью, пафосом в отстаивании авторского идеала. Вместе с тем наряду с несомненными достижениями реализм 19 в. имеет свои слабые стороны по сравнению с реализмом более ранних эпох (напр., иллюстративность, свойственная некоторым мастерам бытового жанра и особенно их последователям в 20 в.). В истории искусства существуют переходные художественные явления, которые отличает противоречивое единство реалистических и нереалистических черт. Так, напр., в кон. 19 в. реализм не всегда успешно дистанцировался от натурализма, хотя по самому своему понятию он во многом противоположен ему.
В современной эстетике и искусствознании отсутствует окончательно установленное определение реализма, его хронологических рамок. В западном искусствознании реализма нередко соотносится или даже отождествляется с натурализмом. Среди отечественных эстетиков и искусствоведов распространена точка зрения, в соответствии с которой развитие реализма либо ограничивается определенным художественным течением 19 в., либо расширяется до эпохи Просвещения. В этом случае реализм толкуется не как имманентное искусству свойство, а как определенное локальное художественное явление.
Реализм в искусстве часто связан с демократическим, иногда даже революционно-радикальным мировоззрением, но эта связь осложняется реальными обстоятельствами времени. |